24.03.2011

О влиянии учителей на развитие личности.


Я пришла к выводу  , что учителя влияют на развитие ребенка чуть ли не больше родителей.

Учительница, после первого  сентября .



Как-то так природа устроила ,что родители для детей редко бывают авторитетом. Случается , конечно , но только у особо одаренных родителей (не у меня).
Сидим пишем примеры , замечаю ,что сын постоянно делает ту же ошибку. Пытаюсь объяснить - брыкается: "А учительница объясняла по-другому, а ты не знаешь." Назавтра возвращается: " Ты знаешь , а ты правильно говорила..." И так вся учеба . Когда нет везения с учителями , жизнь родителей превращается в ужас , в попытку дать образование вопреки усилиям учителей. Часто мы проигрываем.
Почти все прочитанные в последнее время книги об этом : Дина Рубина " Синдром Петрушки, Елена Чижова " Крошки Цахес" , Людмила Улицкая " Зеленый шатер" (  кстати, очень рекомендую эти книжки)
 Мне повезло с учителями , в моей жизни встретилось несколько Учителей, несомненно повлиявших на меня и на мою жизнь.

Первая учительница
 Мария Александровна  была немолодой еврейкой, мы были ее последний первый  класс перед пенсией. Она была строгая и скупая на хорошие оценки. Учеба в первом классе была нелегким делом . Отличников почти не было.  Этот класс закончил школу с рекордным количеством золотых медалистов.

Шкафица.
 В пятом классе к нам пришла Шкафица- учительница русского языка и литературы.
 Она была огромна (по тем пятиклассным понятиям) - высокая и крупная женщина.


 Первого сентября она зашла в класс , все встали. Одновременно 3-4 пенала упали со столов на пол. Назавтра история повторилась . На третий день , когда пару пеналов упали со столов  , она собрала их с пола и ловко выкинула в открытую фрамугу с третьего этажа. Прострадав весь урок ,на перемене несчастные владельцы пеналов побежали на улицу выручать пеналы из беды.
И , о чудо ! Больше ни разу ни один пенал не падал со стола за те два года , что она нас обучала русскому языку. А мы научились сидеть тихо-тихо и почти не дышать.
Как же мы ее боялись , как же мы ее ненавидели. Правила выучивались наизусть , а слова исключения зазубривались и постоянно повторялись. По-моему , не было ни единого человека , который был достоин ее пятерки. Если бы меня спросили тогда, я бы сказала , что она ужасная учительница . И мы были счастливы , когда через два года ее поменяла молодая веселая учительница - всеобщая подружка.
 Но судя по тому , что все , что я знаю сегодня по русскому языку было выучено в те два года , а те слова-исключения прочно сидят в моей голове, она была очень хорошей учительницей. ОЧЕНЬ. А я даже не помню , как ее звали.

Наташа.
В пятом классе у нас поменялась классная руководительница. В этом возрасте классная была очень важным человеком в жизни.
 Она пришла к нам сразу после института , старше нас всего на 13 лет. Довольно высокая ,но с лицом ребенка. Мы сразу начали ее называть за глаза Наташкой и полюбили ее за то , что она полюбила нас. Она была учительницей математики. Каким-то образом ей удавалось прорваться сквозь шум наглых пятиклассников: "Деточки, тише!" , и с каждым уроком , действительно было тише. И она ни разу не повысила голос. Мы все  влюбились в математику , записались на факультатив ,где изучались интереснейшие вещи : законы сложения , формулы , всякие занимательные задачи. Интересующиеся здорово продвинулись в математике. На контрольных мы успевали сделать два варианта и дополнительное задание. Но это было не все. Самое главное было по выходным и праздникам.




У нас был карнавал на Новый Год, у нас были математические соревнования между мальчиками и девочками. Мы встречались по воскресениям и все вместе шли в кино или парк , или ехали за город на электричке.  При этом каждый пытался идти поближе к Наташе , когда удавалось. Честно , я до сих пор не понимаю , зачем ей все это было надо. Я думаю , что при равных условиях я на ее месте не делала бы и половины для нас ,не всегда благодарных.


Она была нашей классной два года. 1 сентября в седьмом классе нам объявили ,что у нас новая классная руководительница, а Наташа уволилась.
Никто нам не хотел объяснять , что произошло ,почему она исчезла из нашей жизни. У нас не осталось ее адреса и у нее не было телефона.
Был тяжелый период привыкания , новая математичка совсем не умела объяснять и была ужасно скучной. Мы как-то быстро съехали с пятерок на четверки и тройки. Где-то через год одна из наших активисток разыскала Наташу , у нее уже был маленький сынишка.


Все сразу  прояснилось. Обнаружив , что молодая незамужняя учительница беременна, ее уволили . Ведь это неприемлемый вариант в те годы - ребенок без мужа , особенно у учительницы. Поэтому и нам ничего не говорили. 
Мы собрали какие-то копейки на подарок, активистка купила какие-то распашонки отвезла их Наташе. Наташа жила на противоположном конце города в частном секторе. Потом еще несколько раз мы съездили к ней в гости , один раз поехали на Минское Море с ее малышом. Вот и все.


 Мы вспоминали и вспоминаем Наташу при каждой встрече или переписке с одноклассниками. 
Перед отъездом я попыталась ее навестить, но  дома никого не было . 
Я ее нашла год назад. Наташа живет в Америке , работает медсестрой. Старший мальчик уже взрослый ,есть еще девочка в возрасте моей старшей дочери. Наташа читает своим детям мои письма ,а они не верят ей ,что она когда-то была учительницей. А мои дети не верят , что можно любить математику.
 Моя мечта,чтобы моим детям хоть раз в жизни попалась ТАКАЯ учительница.


7 комментариев:

  1. Супер! Я тоже очень люблю своих учителей и не только по математике и по физике, предметы, которые я обожала! Но и свою классную учительницу по русскому и литературе и вообще свою школу. И мне очень жаль, что моим детям не повезло...

    ОтветитьУдалить
  2. можно влезу? а мне не повезло с учителями. моя первая учительница была старой бабкой, которая долбила меня по руке указкой т к я была левшой и писала,естественно, левой рукой. и эта училка вызывала мою маму в школу и говорила ей:" ваша дочь дура, нормальный человек не может писать левой рукой". а моя мама не могла меня защитить и как-то виновато смотрела на училку.а после началки у нас была "классная" по кличке ХУНТА. я думаю даже описывать не надо и так все понятно. к чему я все это... у жванецкого есть замечательный рассказ об учителе, его учителе рус.яз и литературы, старом еврее. очень советую прочитать.

    ОтветитьУдалить
  3. Нужно влезть!
    У Жванецкого :
    Борис Ефимович Друккер, говорящий со страшным акцентом, преподаватель русского языка и литературы в старших классах, орущий, кричащий на нас с седьмого класса по последний день, ненавидимый нами самодур и деспот, лысый, в очках, которые в лоб летели любому из нас. Ходил размашисто, кланяясь в такт шагам. Бешено презирал все предметы, кроме своего.
    — Бортник, вы ударник, он не стахановец, он ударник. Он кошмарный ударник по своим родителям и по моей голове. И если вас не примут в институт, то не потому, о чем вы думаете, кстати, «потому, о чем» — вместе или раздельно? Что ты скажешь? Получи два и думай дальше.
    — Этот мальчик имеет на редкость задумчивый вид. О чем вы думаете, Лурье? Как написать «стеклянный, оловянный, деревянный»? Вы думаете о шахматах: шах — мат. Вы мне — шах, я вам — мат. Это будет моя партия, я вам обещаю. И вы проиграете жизнь за вашей проклятой доской.
    — Повернись. Я тебе дал пять. О чем ты с ним говоришь? Он же не знает слова «стреляный». Не дай Б-г, вы найдете общий язык. Пусть он гибнет один.
    — Внимание! Вчера приходила мама Жванецкого. Он переживает: я ему дал два. Он имел мужество сказать маме. Так я тебе дам еще два, чтоб ты исправил ту и плакал над этой. Посмотри на свой диктант. Красным я отмечал твои ошибки. Это кровавая, простреленная в шести местах тетрадь. Но я тебе дал три с плюсом, тебе и маме.
    — Сейчас, как и всегда, я вам буду читать сочинение Григорьянца. Вы будете плакать над ним, как плакал я.
    — Мусюк, ты будешь смотреть в окно после моей гибели, а сейчас смотри на меня до боли, до слез, до отвращения!
    Борис Ефимович Друккер! Его брат, литературный критик, был арестован в 48-м или в 47-м. Мы это знали. От этого нам было тоже противно: брат врага народа.
    Борис Ефимович Друккер, имевший в классе любимчиков и прощавший им все, кроме ошибок в диктанте.
    Борис Ефимович Друккер, никогда не проверявший тетради. Он для этого брал двух отличников, а уж они тайно кое-кому исправляли ошибки, и он, видимо, это знал.
    Борис Ефимович Друккер брызгал слюной сквозь беззубый рот — какая жуткая, специфическая внешность.
    Почему он преподавал русскую литературу? Каким он был противным, Борис Ефимович Друккер, умерший в пятьдесят девять лет в 66-м году. И никто из нас не мог идти за гробом — мы уже все разъехались.
    Мы собрались сегодня, когда нам — по сорок. «Так выпьем за Борис Ефимовича, за светлую и вечную память о нем», — сказали закончившие разные институты, а все равно ставшие писателями, поэтами, потому что это в нас неистребимо, от этого нельзя убежать. «Встанем в память о нем, — сказали фотографы и инженеры, подполковники и моряки, которые до сих пор пишут без единой ошибки. — Вечная память и почитание. Спасибо судьбе за знакомство с ним, за личность, за истрепанные нервы его, за великий, чистый, острый русский язык — его язык, ставший нашим. И во веки веков. Аминь!»

    ОтветитьУдалить
  4. Ира , сегодня мы , слава богу можем влиять на учителей наших детей. Наше поколение уже не столбенеет перед учителями. Или не так?
    Я бы не дала бить по руке мою дочку и называть ее дурой.

    ОтветитьУдалить
  5. ЖВАНЕЦКИЙ!!! люблю его безмерно! ОН И БАБЕЛЬ! это те авторы чьи книги должны быть, как мне кажется, у каждого человека. а сегодня мы (родители)и вправду не столбенеем перед учителями. в конце концов можно просто сменить школу. саша, спасибо вам! приятно с вами общаться!

    ОтветитьУдалить
  6. Взаимно! И со мной лучше на ты!

    ОтветитьУдалить